covid_19
Кто бы подумал, но вирус стал предметом не лишь для споров, но и резко негативного отношения друг к другу. Люди разделились на лагеря.
В одном те, кто отрицает опасность и, если и носит маску, то демонстративно на левом/правом, не суть, но на одном ухе. Если на обоих, то приспущенным с носа, а то и вовсе на подбородке или вздёрнутым на лоб – тут уж, кто во что горазд.
Есть и те, кто вообще не носит, хотя и оказывается в ситуации, когда в общественный транспорт не впускают, как и в публичные места, в учреждения, офисы; так же и на кассе супермаркетов не обслуживают.
Но вот такой азарт сказать своё фи тем, кто устанавливает правила игры в период повышенного риска.
Другие приняли эти правила игры, и даже во вкус вошли, вот уж и селфи с разными видами масок и игр с социальной дистанцией видимо-невидимо…
А кто-то моет руки и всё, что только можно, причём непрестанно, и уже не чувствует в этой связи ничего дурного – напротив, совершенно оправдано – пандемия!
Но это те, кто вируса, что называется, «не нюхал».
А есть и пострадавшие, непосредственно столкнувшиеся с вирусом, болеющие и переболевшие, некоторые и потерявшие своих близких, и их вся эта шумиха уже не трогает, у них личное, выстраданное отношение.
И вот несколько слайдов с состоявшейся на днях II Международной конференции по консультативной психологии и психотерапии, посвященной памяти Федора Ефимовича Василюка, где и этой теме нашлось место, а точнее, место исследованию человека на предмет его отношения к экзистенциальным вопросам бытия – жизни в условиях угрозы здоровью, а то и самой жизни.
В слайдах сообщение декана факультета консультативной и клинической психологии МГППУ А.Б. Холмогоровой – «Переживание коллективной травмы пандемии: попытка осмысления».
Есть возможность посмотреть конференцию в записи.
Ф.Е. Василюк посвятил свою жизнь исследованию и развитию теме понимающей психологии, психологии понимания переживаний человека, переживания, как феномена, который позволяет понять самую суть человека, именно через динамику его переживаний.
Даже не понять, а понимать, ибо это процесс переживаний, которые текучи, так и понимание, оно может нечто схватить, но целостным окажется лишь в процессе.
Ведь важна именно сама целостность восприятия, ибо человек целостен, и он участвует в акте жизни целиком и полностью, всем своим существом, душой и телом, это мы для упрощения понимания выделяем, раскладываем на составные части – переживания отдельно, осознание, понимание отдельно, и поступки так же отдельно, как и события, в которые мы включены.
Тогда как, и человек целен, так и сама жизнь цельна, хотя мы и берём для рассмотрения лишь её фрагменты, некие ситуации, случаи, делаем срезы.
Тело не врёт, это язык без костей, соврёт, недорого возьмёт, что с него взять, говорят специалисты, смотри на тело, в него всё зашито, и эмоции, и когниции, действуй на тело!
Другое дело, весь человек целиком и полностью, ну, или хотя бы его личность – и тогда важно, что и как именно эта конкретная личность переживает, о чём размышляет, к чему и какие испытывает побуждения, и что уже совершает, зачем и как действует, каким образом проявляет себя миру, и далее, как переживает этот свой выход, рефлексирует об этом, что и как думает делать далее…
Да, переживает в связи с теми или иными событиями, заболел ли человек, каким заболеванием, или что-то иное происходит в его жизни, потерял он кого-то близкого, или напротив, приобрёл…
Ведь и личность не врёт, если взять её в целом. Да, она может и заблуждаться, и ошибаться, может испытывать и противоречия даже сама в себе. Беда, когда это так, но это данность. И тогда понимание её может идти путём собирания отдельных фрагментов, подчас противоречащих друг другу, не подходящих, конфликтующих друг с другом частей, однако в единстве своём образующих целостную систему личностных отношений конкретного человека в своём культурно-историческом развитии.
Взяв некий срез, можно увидеть и понять одно, а взяв несколько событий, их череду, вкупе с динамикой переживаний человека в них, и уже совсем иное понимание возникает!
И насколько велик объём, сколько войдёт в него, чтобы говорить о том, что человек таков? И тогда насколько это видение, понимание человека относится к нему самому?
А может быть, к наблюдающему?
Суждения суждениями, но если нечто из таких сторонних взглядов помогает самому человеку понимать себя глубже, полнее, и действовать из этого нового понимания вернее, продуктивнее, реализовывать себя в миру в наибольшей мере, вот, это и есть самое главное. В этом, как мне видится, сама суть практики понимающей психологии Фёдора Василюка.
И тогда всё прочее, это досужие домыслы, не более того.