Меню Профиль

Новости

Назад к списку Назад к списку
11 ноября 2020 10:30
covid_19 и психотерапия
covid_19 и психотерапия

covid_19

Кто бы подумал, но вирус стал предметом не лишь для споров, но и резко негативного отношения друг к другу. Люди разделились на лагеря.

В одном те, кто отрицает опасность и, если и носит маску, то демонстративно на левом/правом, не суть, но на одном ухе. Если на обоих, то приспущенным с носа, а то и вовсе на подбородке или вздёрнутым на лоб – тут уж, кто во что горазд.

Есть и те, кто вообще не носит, хотя и оказывается в ситуации, когда в общественный транспорт не впускают, как и в публичные места, в учреждения, офисы; так же и на кассе супермаркетов не обслуживают.

Но вот такой азарт сказать своё фи тем, кто устанавливает правила игры в период повышенного риска.

Другие приняли эти правила игры, и даже во вкус вошли, вот уж и селфи с разными видами масок и игр с социальной дистанцией видимо-невидимо…

А кто-то моет руки и всё, что только можно, причём непрестанно, и уже не чувствует в этой связи ничего дурного – напротив, совершенно оправдано – пандемия!

Но это те, кто вируса, что называется, «не нюхал».

А есть и пострадавшие, непосредственно столкнувшиеся с вирусом, болеющие и переболевшие, некоторые и потерявшие своих близких, и их вся эта шумиха уже не трогает, у них личное, выстраданное отношение.


И вот несколько слайдов с состоявшейся на днях II Международной конференции по консультативной психологии и психотерапии, посвященной памяти Федора Ефимовича Василюка, где и этой теме нашлось место, а точнее, место исследованию человека на предмет его отношения к экзистенциальным вопросам бытия – жизни в условиях угрозы здоровью, а то и самой жизни.

В слайдах сообщение декана факультета консультативной и клинической психологии МГППУ А.Б. Холмогоровой – «Переживание коллективной травмы пандемии: попытка осмысления».

Есть возможность посмотреть конференцию в записи.


Ф.Е. Василюк посвятил свою жизнь исследованию и развитию теме понимающей психологии, психологии понимания переживаний человека, переживания, как феномена, который позволяет понять самую суть человека, именно через динамику его переживаний.

Даже не понять, а понимать, ибо это процесс переживаний, которые текучи, так и понимание, оно может нечто схватить, но целостным окажется лишь в процессе.

Ведь важна именно сама целостность восприятия, ибо человек целостен, и он участвует в акте жизни целиком и полностью, всем своим существом, душой и телом, это мы для упрощения понимания выделяем, раскладываем на составные части – переживания отдельно, осознание, понимание отдельно, и поступки так же отдельно, как и события, в которые мы включены.

Тогда как, и человек целен, так и сама жизнь цельна, хотя мы и берём для рассмотрения лишь её фрагменты, некие ситуации, случаи, делаем срезы.

Тело не врёт, это язык без костей, соврёт, недорого возьмёт, что с него взять, говорят специалисты, смотри на тело, в него всё зашито, и эмоции, и когниции, действуй на тело!

Другое дело, весь человек целиком и полностью, ну, или хотя бы его личность – и тогда важно, что и как именно эта конкретная личность переживает, о чём размышляет, к чему и какие испытывает побуждения, и что уже совершает, зачем и как действует, каким образом проявляет себя миру, и далее, как переживает этот свой выход, рефлексирует об этом, что и как думает делать далее…

Да, переживает в связи с теми или иными событиями, заболел ли человек, каким заболеванием, или что-то иное происходит в его жизни, потерял он кого-то близкого, или напротив, приобрёл…

Ведь и личность не врёт, если взять её в целом. Да, она может и заблуждаться, и ошибаться, может испытывать и противоречия даже сама в себе. Беда, когда это так, но это данность. И тогда понимание её может идти путём собирания отдельных фрагментов, подчас противоречащих друг другу, не подходящих, конфликтующих друг с другом частей, однако в единстве своём образующих целостную систему личностных отношений конкретного человека в своём культурно-историческом развитии.

Взяв некий срез, можно увидеть и понять одно, а взяв несколько событий, их череду, вкупе с динамикой переживаний человека в них, и уже совсем иное понимание возникает!

И насколько велик объём, сколько войдёт в него, чтобы говорить о том, что человек таков? И тогда насколько это видение, понимание человека относится к нему самому?

А может быть, к наблюдающему?

Суждения суждениями, но если нечто из таких сторонних взглядов помогает самому человеку понимать себя глубже, полнее, и действовать из этого нового понимания вернее, продуктивнее, реализовывать себя в миру в наибольшей мере, вот, это и есть самое главное. В этом, как мне видится, сама суть практики понимающей психологии Фёдора Василюка.

И тогда всё прочее, это досужие домыслы, не более того.