Контрастность:
A
A
Размер шрифтов:
A
A
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
8 (861-67) 2-47-41
- регистратура

8 (86167) 24531 - приёмная

352800, РФ, Краснодарский край, г. Туапсе,ул. Армавирская, 4

tuaaids@miackuban.ru

При использовании материалов с сайта ссылка на первоисточник обязательна

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр профилактики и борьбы со СПИД №2» министерства здравоохранения Краснодарского края

Горячая линия по вопросам о ВИЧ/СПИД ГБУЗ «Центр профилактики СПИД №2» МЗ КК 8(86167) 24531
Время работы: Понедельник - пятница, с 08:30 до 16:30 часов

ЖИТЬ с ВИЧ

ЖИТЬ с ВИЧ фотоЖИТЬ с ВИЧ фотоЖИТЬ с ВИЧ фотоОсновным предметом психотерапии, как считает Ирвин Ялом, представитель экзистенциального направления, всегда быва­ет эта боль существования, а вовсе не подавленные инстинктивные влечения и не полузабытые останки прошлых личных трагедий. 250 px187 pxЖИТЬ с ВИЧ

Основным предметом психотерапии, как считает Ирвин Ялом, представитель экзистенциального направления, всегда быва­ет эта боль существования, а вовсе не подавленные инстинктивные влечения и не полузабытые останки прошлых личных трагедий. Для психотерапии имеют особое значение че­тыре данности: неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим; свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим; наше экзистенциальное одиночество; и, наконец, отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни.

Неизбежность смерти (конечности собственного бытия и любимых нами людей) – Вам случалось встречать людей, полностью свободных от страха смерти? Приспосабливаясь к реальности смерти, мы бываем бесконеч­но изобретательны, придумывая все новые способы ее отрицания и избегания. А истина в том, что мы несем в себе ростки собственной смерти. Многие люди не согласны с описанием механизмов отри­цания смерти. Правда в том, что мы знаем, но не знаем. Мы знаем о смерти, интеллектуально признаем ее как факт, но вместе с тем мы – вер­нее, бессознательная часть нашей психики, предохраняющая нас от губительной тревоги, – отделяем себя от ужаса, связанного со смер­тью. Этот процесс расщепления происходит бессознательно, неза­метно для нас, но мы можем убедиться в его наличии в те редкие моменты, когда механизм отрицания дает сбой, и страх смерти прорывается со всей своей мощью. Это может случаться редко, иногда всего один-два раза за всю жизнь. Иногда это происходит с нами наяву – либо перед лицом собственной смерти, либо в ре­зультате смерти любимого человека; но чаще всего страх смерти проявляется в ночных кошмарах. «Когда кто-то из нас двоих умрет, я перееду в Сочи» - попытка справиться с давящей реальностью с помощью юмора или иррациональной веры в свою необыкновенность (неуязвимость, особенность). Если вера в собственную необыкновенность обеспечивает внут­реннее чувство безопасности, другой важный механизм отрицания смерти – вера в конечное спасение – позволяет нам чувствовать, что какая-то внешняя сила заботится о нас и покровительствует нам. Хотя мы можем оступиться, заболеть, оказаться на самой грани жизни и смерти, мы убеждены, что существует всемогущий и все­сильный защитник, который вернет нас назад.

Свобода и личная ответственность. Быть ответственным означает «быть автором», автором своего жизненного замысла. Говоря словами Сартра, мы приговорены к свободе. Некоторые философы делают даже более сильное утверждение о том, что структура человеческой психики определяет структуру внешней реальности, сами формы пространства и времени. Именно в идее самосозидания и заключена опасность, вызывающая тревогу: мы – существа, созданные по своему собственному проекту, и идея свободы страшит нас, поскольку предполагает, что под нами – пустота, абсолютная «безосновность». Каждый сам ответственен за свой мир, таким, каким сам его созидает, в каждый момент времени. Свобода не только требует от нас ответственности за свой жиз­ненный выбор, она подразумевает также, что изменение невозможно без волевого усилия. Наша свобода проявляется именно как воля, то есть источник действий. Есть два этапа проявления воли: человек начинает с желания, а затем принимает решение действовать.

Индивидуальность-Уникальность-Тотальность одиночества не межличностного, а экзистенциального – каждый один приходит в этот мир и так же покидает его. Человек отделен не только от других людей, но, по мере того, как он создает свой собственный мир, он отделяется также и от этого мира. Межличностные контакты ослабляют напряжение, но никогда не снимают его окончательно. Довольно распространенная, попытка избежать экзистенциаль­ной изоляции – это слияние, размывание границ собственной личности, растворение в другом. Один из величайших жизненных парадоксов заключается в том, что развитие самосознания усиливает тревогу. Слияние рассеива­ет тревогу самым радикальным образом – уничтожая самосозна­ние. Попытки человека избежать изоляции могут препятствовать нормальным отношениям с другими людьми. Многие отношения и браки распада­ются потому, что вместо проявления заботы друг о друге партнеры используют друг друга как средство борьбы со своей изоляцией.

И если смерть неизбежна, если в один прекрасный день погибнут все наши достижения, да и сама солнечная система, если мир – игра случая, и все в нем могло бы быть иным, если люди вынуждены сами строить свой мир и свой жизненный замысел в этом мире, то какой же смысл в нашем существовании?

Многие об­ращаются к психотерапии, чувствуя, что их жизнь бесцельна и бессмысленна. Мы – существа, ищущие смысл. Биологически мы устроены так, что наш мозг автоматически объединяет поступаю­щие сигналы в определенные конфигурации. Осмысление ситуа­ции дает нам ощущение господства: чувствуя себя беспомощными и растерянными перед новыми и непонятными явлениями (Почему это произошло, почему со мной?!), мы стре­мимся их объяснить и тем самым получить над ними власть. Еще важнее, что смысл порождает ценности и вытекающие из них пра­вила поведения: ответ на вопрос «ЗАЧЕМ?» (Зачем я живу?) дает ответ на вопрос «КАК?» (Как мне жить?).

Как правило, люди редко когда задумываются об этих категориях – соприкосновение с дыханием смерти возникает лишь в крайних ситуациях – утраты близкого человека, катастрофы, клинической смерти, ситуациями, связанными с угрозой для жизни. Поиск смысла жизни – проявление духовно растущего человека, каждый может вспомнить опыт духовного томления в юношеский период, метаний в кризисные моменты, периоды суровых жизненных испытаний и невзгод. Ощущение экзистенциального одиночества возникает в моменты отрешения от суеты мира, глубокого погружения в себя, при соприкосновении с вопросами тайн бытия и мироздания, жизни как таковой. К осознанию личной ответственности нас призывают постоянно и повсеместно, однако осмыслить, принять её внутренне за всю свою жизнь в полной мере удается редко. Как правило, люди склонны винить других людей, государство, судьбу или обстоятельства. Конечно, возможности человека ограничены, но зачастую, они гораздо большие, нежели он сам себе это представляет.

Известие о факте ВИЧ-инфицирования – сильнейший удар для любого человека, потому что в этот момент человек сталкивается сразу со всеми четырьмя экзистенциальными категориями одновременно: известие о близкой собственной кончине, крушение надежд и прежних смыслов, столкновение с одиночеством, усиленное межличностной изоляцией, и свобода принимать поддерживающее лечение, созидать свою жизнь с ВИЧ, спасать свою душу и память о себе у близких людей. Выдержать стресс такой силы помогают психологи, психотерапевты. Было бы заблуждением считать, что психологи чем-то защищены от давления данного стресса. Наоборот, мы говорим о нас и наших проблемах, потому что наша жизнь, наше существо­вание приговорены к смерти, в которую мы не хотим верить, к любви, которую мы теряем, к свободе, которой мы боимся, и к опыту, который нас разделяет. В этом мы все похожи. Этот творческий психологический и философский поиск – наш общий поиск.

ГБУЗ «Центр профилактики СПИД №2»

работает на благо вашего здоровья

г.Туапсе, ул. Армавирская 4,

«Линия Помощи» 2-45-31

Юрий ИОНОВ

психолог центра профилактики СПИД,

«Линия Помощи» 2-45-31

Все материалы